…Не увидев сопровождающих истребителей, он бросился в атаку, сделал левый разворот, открыл грудь и был ранен очередью стрелка. Тут же подоспели шесть «мессеров». Супрун, истекая кровью, поджег один из них, но и его МиГ загорелся от вражеского попадания. Напрягая последние силы, советский летчик сумел посадить самолет у опушки леса, но в последний миг взорвались боеприпасы и баки с горючим. Несколько мужчин и ребятишек — жителей близлежащих деревень — бросились к горящему самолету, желая помочь пилоту. Однако пламя не выпустило летчика из своих объятий. Обгоревший он сидел неподвижно в открытой кабине, все еще сжимая рукой рычаг управления…
Друзья!
В этом году 2 августа исполняется 115 лет со дня рождения советского летчика-испытателя, военного летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза Степана Павловича Супруна.
Будущий летчик родился на Украине в поселке Речки. Будучи шестилетним мальчиком, вместе с семьёй он покинул царскую Россию. Его отец, простой рабочий, принял решение уехать в Канаду. Восемь классов школы Степан закончил в городе Виннипег. В 1922-ом году вступил в Лигу молодых коммунистов. А спустя три года семья Супруна оказалась в Советском Союзе. В 1929 году Степан Павлович вступил в ряды Красной Армии. В 1930 он с успехом окончил смоленскую школу младших авиаспециалистов и в 1931 поступил в школу военных летчиков. Начиная с 1932 года, о нем уже заговорили как о находчивом и очень талантливом пилоте. Служа в Брянске и Бобруйске, он заработал аттестации отличного летчика, прекрасно владеющего техникой. В 1933 году Супрун был рекомендован в Научно-испытательный институт ВВС Красной Армии. Когда ему предложили перейти на должность летчика-испытателя, то сказали: «Ответственная работа, с риском. Перед тем, как ответ дать, подумайте хорошо. На размышление два дня». Однако для Степана Павловича все было и так ясно: «Я уже все решил. Про подобные полеты авиаторы лишь мечтают». И он стал одним из пилотов НИИ ВВС. На аэродромах института испытывались новейшие советские самолеты, выполненные зачастую в одном экземпляре. Тестировали их лучшие летчики страны: Валерий Чкалов, Василий Степанченок, Александр Анисимов…
Летом 1934 года Степан был занят в сложных групповых полетах. Пять самолетов звена поднимались в небо и выполняли фигуры высшего пилотажа, будучи соединенными между собой шелковыми лентами. Пять машин огненно-красного цвета, скрепленные как будто не лентами, а стержнями из металла, вместе носились по небу, слитно входили в пике, не теряя строя, выполняли петли и прочие сложные фигуры, а в конце сообща садились на поле. Полет летчиков Василия Степанченка, Степана Супруна, Владимира Коккинаки, Эдгара Премана и Виктора Евсеева над Красной площадью весной 1935 года привел в изумление тысячи москвичей. За тот полет нарком обороны Климент Ворошилов удостоил Степана Павловича золотыми именными часами.
Любопытно, но подлинное мастерство Степан Павлович показывал, когда дело доходило до одиночных полетов. Сложнейшие фигуры одна за другой мелькали перед глазами замеревших от ужаса наблюдателей буквально в нескольких метрах от земли. Казалось, что авиатор играет со смертью. Его полетами восхищались не только любители воздушного спорта и молодые летчики, но и бывалые асы. В ноябре 1937 года Супруна одновременно с Валерием Чкаловым выдвинули в кандидаты в депутаты Верховного Совета от Севастопольского округа.
В аттестационном листке Степана Павловича за 1938 год написано: «На 1.Х.1938 имеет налет 1282 часа 12 минут (3837 посадок). Ночью из них 35 часов 29 минут. Над повышением знаний работает с интересом, изучает новую технику и НЕЗАМЕНИМ в этой части. Хорошо развит и физически здоров. По знанию дела и личным качествам может командовать истребительной бригадой и полком». В характеристике за следующий 1939 год добавлено: «Принимал участие в облете практически всех опытных самолетов. Среди конструкторов пользуется большим авторитетом, оказывает влияние на улучшение летательных аппаратов».
В начале лета 1939 года пятьдесят советских пилотов-добровольцев привели свои машины в город Чунцин — временную столицу Китая. Их прилет был связан с просьбой правительства этой страны защитить город от японских бомбардировщиков, массированные налеты которых с 4 мая сравнивали с землей целые районы, убивая женщин, детей и стариков. Группа истребителей, возглавляемая майором Супруном, быстро навела над городом порядок. В марте 1940 года Супрун в составе комиссии, возглавляемой Иваном Тевосяном, отправился в командировку в Германию. Там он познакомился с известными немецкими авиаконструкторами Мессершмиттом и Хейнкелём, посетил множество заводов, с успехом пилотировал абсолютно незнакомые ему самолеты, восхитив этим немецких летчиков-испытателей, публику и журналистов. А 20 мая 1940 летчику присвоили звание Героя Советского Союза.
В июне 1941 года Степан Павлович отдыхал в одном из санаториев города Сочи. В 12 часов дня 22 июня голос Молотова из репродуктора объявил, что фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Уже через пару минут Степан Павлович выехал на аэродром. Самолетов в столицу не было. И только на рассвете 23 июня Супрун прилетел в Москву и первым делом записался к Сталину на прием. Сбиваясь от волнения, Степан Павлович кратко изложил свою мысль о срочном формировании нескольких полков, состоящих из летчиков-испытателей. Он объяснял это тем, что летчики НИИ ВВС, опытные и отважные люди, способны немедленно ответить ударом на удар фашистов, а также проверить наши машины в реальном бою, дать замечания по совершенствованию конструкции самолетов, изучить боевые качества и тактику противника, поднять моральный дух советских войск. Сталин согласился с его предложением, на создание новых частей из лучших летчиков страны Супруну дали трое суток. Но трех суток, отведенных на формирование авиационных полков, не хватило. Две готовые эскадрильи истребительного полка Степана Павловича получили приказ вылететь на фронт (в Витебскую область) 30 июня в 5 часов дня. В Москве остался его заместитель Константин Коккинаки.
Уже в первый день прибытия на фронт опытный летчик лично сбил два немецких самолета. Боевая обстановка в те дни была крайне тяжелая. Супрун лично летал в разведку, ориентировал полк на уничтожение одиночных низко летящих немецких стервятников, ввел в части строжайший порядок — каждую минуту летчики были готовы к вылету. 4 июля 1941 года стал последним днем Степана Павловича. После полудня 4 июля он в очередной раз отправился разведать боевую обстановку. И налетел на «Фокке-Вульф 200». Не увидев сопровождающих истребителей, он бросился в атаку, сделал левый разворот, открыл грудь и был ранен очередью стрелка.
Летом 1960 года останки Степана Павловича были с почестями захоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.
Степан Павлович провоевал всего лишь четыре дня, однако его имя, подобно знамени, осеняло полк во время всей войны, вселяло в летчиков мужество, побуждало их к подвигам, рождало несокрушимую волю к победе. Каждый из шести полков, созданных по предложению Супруна из летчиков-испытателей НИИ ВВС, имел свою славную боевую биографию. 22 июля 1941 Степану Павловичу было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.
В Севастополе множество улиц названы именами людей, подвиги которых навеки вошли в историю. Военачальники и рядовые, адмиралы и матросы, военврачи, подпольщики и фронтовые корреспонденты – они отстаивали и освобождали наш город. Именем Степана Павловича названа улица в Ленинском районе Севастополя. Она появилась на карте после окончания Великой Отечественной войны – 17 апреля 1951 года.
В фонде нашей библиотеки есть множество книг, посвященных Великой Отечественной войне, славным защитникам нашей Родины. В них вы можете найти информацию о дважды Герое Советского Союза, летчике-испытателе Степане Павловиче Супруне.
#Городвкоторомродилсяиживу #Супрун115лет #УлицыСевастополя #Севастополь #РИБС #БиблиотекаИнкерман