От ученика скорняка до начальника Генерального штаба Красной Армии

Дорогие читатели! В канун 125- летия Георгия Константиновича Жукова продолжаем рассказ о непростой и вместе с тем удивительной судьбе будущего Маршала Победы.

Сын сапожника Георгий закончил три класса церковно-приходской школы с похвальным листом. По настоянию родителей освоил скорняжное дело, пройдя путь от ученика скорняка до мастера.  Однако давняя мечта не оставляла юношу – он страстно хотел учиться. У хозяйского сына он выпросил учебники по математике, русскому языку, истории и ночью, при свете свечи, по ним занимался.

Георгию удалось уговорить хозяина, что бы тот отпускал его на вечерние образовательные курсы. Однажды он услышал разговор учителей: «Башковитый парень этот Жуков, схватывает на лету, ему бы дальше учиться, большим бы человеком мог бы стать». Возможно, Жуков так до конца жизни и остался бы скорняком, если бы через два года не грянула Первая мировая война. В конце июля 1915 года Георгия Жукова призвали в армию. Молодой человек с легкостью стал изучать воинскую службу. Его учили ездить рысью и в карьер, брать барьеры, владеть шашкой и пикой, крепко и красиво сидеть в седле. Через несколько месяцев Жуков стал лучшим в своей команде, и его отправили учиться на младшего офицера.

Немало повоевав на фронте, за храбрость был награжден двумя Георгиевскими крестами. К началу 1917 года Россия устала от бессмысленной войны. Народ восстал против царской власти. Когда к власти пришло Временное правительство в полках солдаты стали выбирать новый командный состав. Жуков пользовался заслуженным авторитетом среди однополчан и единогласно был избран председателем эскадронного комитета и депутатом в полковой Совет солдатских депутатов. Гражданскую войну он закончил командиром эскадрона, а весной 1923 года стал командиром кавалерийского полка.

Став командиром полка, Жуков уверовал, что главная военная единица в армии – это полк. Командиру полка нужно знать не только своих солдат и офицеров. Он должен командовать танками и артиллерией, если они сражаются вместе с полком, он должен руководить действиями авиации. А кроме этого, чтобы командира полка уважали солдаты, ему нужно лучше всех стрелять в цель, красивее всех сидеть на коне и точнее других выполнять воинские приемы. Скоро полк Жукова назвали лучшим в дивизии. Но сам он понимал, что знаний ему не хватает. После команды отбой усаживался за учебники. Через год его направили в Ленинград на Высшие кавалерийские курсы. Окончив курсы на «отлично», Жуков снова стал командиром полка, а потом и кавалерийской бригады, состоящей из нескольких полков.

Георгий Константинович понимал, что надо немедленно перестраивать российскую кавалерию, перевооружать ее. С шашкой наголо против танков и самолетов сражаться глупо. Ему удалось это доказать другим командирам. Все вместе они решили, что в каждой кавалерийской дивизии нужно иметь танковый и артиллерийский полки. А в каждом кавалерийском полку должны быть пулеметный эскадрон, пушечная батарея и взвод зениток – на случай налета авиации.

Нарком Климент Ефимович Ворошилов оценил умения молодого военачальника и назначил Жукова командующим всеми войсками для проведения операции на реке Халхин-Гол в Монголии.  И первое же настоящее сражение, которым командовал Жуков, доказало, что он был прав. Такое случилось впервые: Жуков управлял одновременно всеми родами войск. Обычно в сражениях артиллерия, танки, авиация и пехота действовали отдельно, сами по себе. Здесь же на реке Халхин-Гол, произошло первое сражение, в котором все рода войск действовали согласованно, поддерживая друг друга.

Так Георгий Жуков показал всем важность современной боевой техники и необходимости единого командования всеми родами войск для успешного проведения операции. Японская армия была полностью окружена и окончательно разгромлена. Жуков и особо отличившиеся советские солдаты и командиры получили звание Героя Советского Союза.

За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков  был назначен начальником Генерального штаба Красной Армии.

Источник: «Большая Российская энциклопедия: в 30 т.: т.10», В. Воскобойников “Маршал Победы”, Ю. Лубченков “Русские полководцы”. Данные книги есть в нашем фонде.

Продолжение рассказа о Маршале Победы Г.К. Жукове ищите на наших страницах в социальных сетях!

#Читаялисткалендаря #ГеоргиюЖукову125 #Севастополь #РИБС #БиблиотекаИнкерман

Оценить