Друзья! Большинство из нас, услышав фамилию “Вознесенкий”, обязательно свяжет её с поэзией. Поэт, покоривший сердца сотен тысяч читателей в СССР и за рубежом, Андрей Вознесенский был звездой советской литературной сцены. Его слушали стадионы, а среди его знакомых и приятелей были мировые знаменитости XX века: Пабло Пикассо, Жаклин Кеннеди и многие другие.
12 мая 1933 года родился яркий шестидесятник, поэт, публицист, художник и архитектор Андрей Вознесенский.
Когда поэт Давид Самойлов обрисовал начинающему поэту перспективу длительного восхождения на поэтический Олимп, молодой Вознесенский самоуверенно ответил: “У меня нет столько времени. Через год я буду самым знаменитым поэтом России”. Почти так и случилось. Вознесенский “внезапно, стремительно и бурно” вступил в литературу, говорил его учитель Борис Пастернак.
В 1962 году тысячи зрителей собрались в “Лужниках”, чтобы услышать шестидесятников — Евтушенко, Ахмадулину, Рождественского, Окуджаву и Вознесенского. От внезапной славы “кружилась голова”, позже писал поэт в мемуарах.
Он строил стихотворение как здание, а явления представлял в виде предметов и чистых геометрических форм.
И так же весело и свойски,
Как те арбузы у ворот,
Земля мотается
В авоське
Меридианов и широт!
Вознесенский не только поэт прогресса, он прежде всего поэт-гуманист. Ему принадлежат строки: “Все прогрессы реакционны, если рушится человек”. Для Вознесенского поэта важен вопрос достоинства и смысла человеческой жизни.
Однажды композитор Рыбников написал музыку, весьма необычную для советского времени, — её основу составляли православные песнопения. А Захаров увидел в ней сюжет «Слова о полку Игореве» и обратился к Андрею Вознесенскому с просьбой написать либретто. Поэт же в музыке услышал нечто совершенно другое и предложил режиссёру историю о трогательной любви, с которой многие уже были знакомы по его поэме «Авось».
Впервые спектакль сыграли 9 июля 1981 года, но этому предшествовала долгая работа трёх удивительно талантливых людей: режиссёра Марка Захарова, композитора Алексея Рыбникова и поэта Андрея Вознесенского. «Юнона и Авось» стала первой русской рок-оперой.
Вознесенский сделал основной линией своего произведения не политику, не геополитические интересы державы, которую представлял Резанов, а любовь — чистую и бескрайнюю. И этим обессмертил и Резанова, и Кончиту, и свою поэму, и рок-оперу «Юнона и Авось»…
То, что он читал, было полно поэтической энергии. И он был не просто знаменит, а всемирно знаменит. Его переводили и, разумеется, печатали в десятках стран. Он дружил с Мэрилин Монро, Алленом Гинзбергом, Кеннеди.
Русская поэзия благодаря Вознесенскому приобрела совершенно новые, стремительные ритмы и образы, которые не могли возникнуть до него. XX век начинался Маяковским, а закончился Вознесенским.
Друзья! К юбилею поэта мы сделали для вас подборку книг из нескольких сборников стихов, и биографии Андрея Вознесенского, что бы вы могли приобщиться к стремительной, прогрессивной поэзии великого мастера слова.
#Юбилейпоэта #ПоэтгуманистАндрейВознесенкий #Вознесенскому90 #РИБС #Севастопопль #БиблиотекаИнкерман