Друзья!
29 августа исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Чехова.
Михаил Александрович Чехов — масштабная и трагическая фигура в истории русского театра. Гениальный актер, режиссер, педагог и теоретик сценического искусства. Заслуженный артист Российской Республики (1924). Племянник писателя Антона Чехова, сын публициста Александра Чехова. Автор известной книги «О технике актёра». Сын Александра Чехова и его второй жены, Натальи Александровны Гольден (1855—1918).
В 1907 году поступил в театральную школу Петербургского Малого (Суворинского) театра, где одними из его наставников были Борис Глаголин и Владимир Сладкопевцев (чьи роли он играет на сцене Суворинского театра, в частности, роль Тусика в спектакле «Дачные барышни»). В 1912 году приглашён К.С. Станиславским в Московский Художественный театр и зачислен в филиальное отделение. Через год в Первой студии МХТ стал работать под руководством Л. А. Сулержицкого и Е.Б. Вахтангова.
В 1921 году играет Хлестакова в знаменитой постановке «Ревизора» (реж. Станиславский и Немирович-Данченко). В истории русского театра М. Чехов считается одним из лучших создателей этого образа. В 1922 году стал во главе Первой студии, которая в 1924 году была преобразована в МХАТ 2-й. Ещё в 1918 году создал свою студию, где занимался исследованием актёрской психотехники (находясь под сильным влиянием антропософских учений Р. Штейнера и А. Белого). Он был убеждённым последователем Рудольфа Штейнера. Считал антропософию источником духовного возрождения и вместе с тем способом развития актёрского мастерства. Встречу с ней он называл «самым счастливым периодом в своей жизни». Переделал для сцены «Сказку об Иване-дураке» Л. Н. Толстого.
В 1928 году, не принимая всех революционных перемен, уехал в Германию. В 1929—1930 годах снялся в трёх фильмах, работал в театре Макса Рейнхардта. В 1930 году попытался организовать театр в Чехословакии, но, получив отказ в субсидии, переехал в Париж. Выступал на сцене европейских драматических театров. В 1932 году в Риге впервые открыл собственную театральную студию, в которой начал практиковать обучающие мастер-классы, технику и стратегию которых впоследствии изложил в книге «О технике актёра». Трудится режиссером и актером в театрах Риги, Сигулды, Каунаса. После переворота в Латвии, в 1934 году, покидает Ригу. С 1939 года жил в США, создал там свою актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в частности в фильме «Заворожённый» (реж. А. Хичкок), за роль в котором номинировался на «Оскар» в номинации «Лучший актёр второго плана».
Умер в Беверли-Хиллз (штат Калифорния) 1 октября 1955 года. Урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориал («Лесная поляна») в Голливуде.
Первая жена (1914—1917) — актриса Ольга Константиновна Чехова (урожд. Книппер, племянница Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, жены Антона Павловича Чехова). В этом браке родилась дочь Ольга (1916), позднее ставшая немецкой актрисой под псевдонимом Ада Чехова (Tschechowa). Вторая жена — немка Ксения Циллер.
Так сложилось, что в России общепринятым актерским учением считается «Система Станиславского», которую берут за основу многие педагоги по актерскому мастерству. Учение Чехова как целостная система приветствуется меньшим числом театральных мастерских, однако каждый актёр волен выбирать именно тот подход, который ему ближе. Школы Чехова и Станиславского во многом похожи, однако их кардинально отличает подход к помещению актера в предлагаемые обстоятельства. Нельзя забывать, что Михаил Чехов — ученик Константина Станиславского, поэтому присутствующие в их системах различия не означают конфронтацию.
След в истории
Несмотря на то, что «Техника актера» не сразу была опубликована в Америке, через «Систему Чехова» прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес и многие другие голливудские «звёзды». Школу называли «кузницей театральных талантов».
Особенно значимым считается вклад Чехова в раскрытие таланта Мэрилин Монро. Многие коллеги ставили под сомнение профпригодность актрисы, а Чехов открыл для неё свою систему актерского мастерства, с которой Монро и шла на протяжении всей своей карьеры.
Книги о «системе»
- М. Чехов «Путь актера»
- М.Чехов «О технике актера»
- М. Чехов «Воспоминания»
Память
- Имя Михаила Чехова носит Русский театр в Риге (Латвия).
#Читаялисткалендаря #Севастополь #РИБС #БиблиотекаИнкерман