19 декабря исполняется 120 лет со дня рождения скульптора, монументалиста, педагога, профессора Николая Васильевича Томского (1900-1984).
Родился Николай Васильевич 19 декабря 1900 года в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии в семье кузнеца. Настоящая фамилия – Гришин. Во время гражданской войны принимал участие в боевых действиях в рядах Красной армии.
После Гражданской войны Николай возвращается домой. В те годы юноша увлекся самодеятельностью, его мечта была стать артистом. Тогда он и придумал себе псевдоним Томский, оставшийся с ним на всю жизнь. Начинает проявлять интерес к изобразительному искусству, много рисует. Позже поступает в драматический кружок Народного дома, организованного усилиями живописца и передвижника В.С. Сварога, который посоветовал Н.В. Томскому заняться лепкой.
В 1923 году Николай поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума в Петрограде, который оканчивает в 1927 году. Впервые выставляет свои работы в Ленинградском музее революции на экспозиции.
В 1920–1930-е годы участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом. В годы Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде, Николай Васильевич принимает активное участие в маскировочных работах, направленных на спасение культурного достояния осаждённого города.
После войны скульптор работает в Москве. Н.В. Томский руководит бригадами скульпторов, которые создают монументальные фигуры для московских высоток, работают над оформлением московского метрополитена.
Родился Николай Васильевич 19 декабря 1900 года в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии в семье кузнеца. Настоящая фамилия – Гришин. Во время гражданской войны принимал участие в боевых действиях в рядах Красной армии.
После Гражданской войны Николай возвращается домой. В те годы юноша увлекся самодеятельностью, его мечта была стать артистом. Тогда он и придумал себе псевдоним Томский, оставшийся с ним на всю жизнь. Начинает проявлять интерес к изобразительному искусству, много рисует. Позже поступает в драматический кружок Народного дома, организованного усилиями живописца и передвижника В.С. Сварога, который посоветовал Н.В. Томскому заняться лепкой.
В 1923 году Николай поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума в Петрограде, который оканчивает в 1927 году. Впервые выставляет свои работы в Ленинградском музее революции на экспозиции.
В 1920–1930-е годы участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом. В годы Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде, Николай Васильевич принимает активное участие в маскировочных работах, направленных на спасение культурного достояния осаждённого города.
После войны скульптор работает в Москве. Н.В. Томский руководит бригадами скульпторов, которые создают монументальные фигуры для московских высоток, работают над оформлением московского метрополитена.
С 1948 года Н.В. Томский преподает в Московском художественном институте, а затем становится ректором. С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; – образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню, отличает лиризм и хорошее знание натуры. Одновременно с преподаванием в Московском художественном институте, Н.В. Томский руководит творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.
Масштабы деятельности скульптора были неимоверными, а количество работ, выполненных им за годы творческой деятельности, просто огромно: «Волгоградский рабочий» (Мрамор. 1955-1956), Памятник М.В.Ломоносову в Москве (Бронза, гранит. 1953), Памятник С.М.Кирову в Ленинграде (Бронза, гранит. 1938), Памятник П.С. Нахимову в Севастополе (1959), Памятник М.И. Кутузову в Москве, создал бюсты и проекты памятников выдающимся деятелям искусства: В. Г. Белинскому, А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, В. В. Маяковскому, М. Горькому, И. Е. Репину.
Масштабы деятельности скульптора были неимоверными, а количество работ, выполненных им за годы творческой деятельности, просто огромно: «Волгоградский рабочий» (Мрамор. 1955-1956), Памятник М.В.Ломоносову в Москве (Бронза, гранит. 1953), Памятник С.М.Кирову в Ленинграде (Бронза, гранит. 1938), Памятник П.С. Нахимову в Севастополе (1959), Памятник М.И. Кутузову в Москве, создал бюсты и проекты памятников выдающимся деятелям искусства: В. Г. Белинскому, А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, В. В. Маяковскому, М. Горькому, И. Е. Репину.
Одной из таких работ известного скульптора является памятник адмиралу Павлу Степановичу Нахимову в городе-герое Севастополе. В начале 1945 года Томский создал проект памятника адмиралу П. С. Нахимову для Севастополя, одновременно выполнив бюст выдающегося русского флотоводца. Портретное сходство и убедительная характеристика, законченность четкого силуэта статуи были значительным творческим достижением ваятеля. В течение нескольких лет Н.В. Томский выполнил три проекта памятника П. С. Нахимову.
И только третий проект памятника был утвержден в 1954 году. Скульптор трудился над созданием монумента несколько лет. Примечательно: им был сохранен первый вариант постамента, на котором остались следы от пуль Великой Отечественной войны. Получилось эффектно, символично. Открытие памятника состоялось 5 ноября 1959 года на площади Нахимова, у Графской пристани.
Общая высота монумента двенадцать метров, статуи — пять с половиной метров. Нахимов изображен перед сражением. Он стоит в спокойной, сосредоточенной позе. Его левая рука привычно заложена за спину, в правой – он держит подзорную трубу. Голова адмирала повернута в сторону моря, ясный, твердый взгляд полон внутренней силы. Четкий силуэт фигуры выразителен и усиливает характеристику образа Нахимова — непоколебимость духа, преданность Родине и уверенность в конечной победе. На гранитном постаменте размещены отлитые в бронзе горельефы, являющиеся неотъемлемой частью композиции памятника, служащие наиболее полному раскрытию его идеи.
Они подчеркивают неразрывную связь Нахимова с матросами и солдатами. Рельефы «Четвертый бастион», «Беседа с матросами» и «Синопский бой» выполнены Томским со свойственным ему большим мастерством. Они отличаются строго продуманной композицией. Отдельные фигуры и группы находятся в согласованном единстве, позы и лица солдат и моряков выражают мужество и решимость. В их фигурах чувствуется напряженность людей, находящихся в боевой обстановке. Пространственно решенные рельефы — от объемных, круглых первопланных фигур до плоскостных изображений на заднем плане — раскрывают перед зрителями величественные картины севастопольской обороны и разгрома турецкой эскадры при Синопе. На сегодняшний день памятник П.С.Нахимову – одна из визитных карточек Севастополя, а площадь Нахимова стала одним из любимых мест горожан. Там проходят различные праздничные мероприятия, собираются туристы, устраиваются торжественные встречи.
Заслуги мастера в искусстве и общественной жизни высоко оценило государство. Скульптор неоднократно становился лауреатом различных премий, был почетным членом ряда зарубежных академий искусств. За выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1970 года народному художнику СССР Томскому Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Умер 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
#Читаялисткалендаря #городвкоторомродилсяиживу #БиблиотекаИнкерман #Севастополь