«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову, гениальному пианисту и дирижеру.
Рахманинову присуще остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью ее широких далей, мощью и буйной удалью ее стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы.
Сергею Васильевичу Рахманинову 1 апреля исполняется 150 лет!
Первые уроки игры на фортепьяно и первые музыкальные занятия начались с четырехлетнего возраста и проходили под руководство матери.
- Рахманинов написал дипломную работу всего за 17 дней? В 1882 г. семья Рахманиновых переселилась в Петербург, и мальчик был отдан в Петербургскую консерваторию в класс профессора В.В. Демянского. В 1885 г. семья переехала в Москву, и Рахманинов перешел в Московскую консерваторию. Здесь он обучался в классе фортепьяно. Зилоти. А.С. Ареский и С.И. Танеев обучали его музыкальной теории и композиции. Рахманинов окончил консерваторию в 1892 г. с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы», написанную всего за 17 дней. В этом же году эта опера была поставлена в Москве на сцене Большого театра.
- Как связан Сергей Васильевич и «Утес»? Признание Рахманинову как талантливому симфонисту впервые принесла оркестровая фантазия «Утес», написанная в 1893г. В отзывах печати отмечались поэтичность настроения, богатство и тонкость гармонии, яркость оркестровых красок.
- У Рахманинова была психологическая травма? Неожиданная пауза наступил в 1895 г., после неудачного исполнения Первой симфонии Рахманинова – сочинения, в которое композитором было вложено много труда и душевной энергии, непонятое большинством музыкантов и почти единодушно осужденного на страницах печати, даже осмеянного некоторыми из критиков. Провал симфонии стал глубокой психологической травмой для Рахманинова; по собственному, более позднему признанию, он «был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки».
- Открылось ли второе дыхание у Сергея Васильевича после провального выступления? Постепенно готовился внутренний перелом, и в начале 1900-х гг. произошло возращение к творчеству. Новый век начался со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат.
- Признание за рубежом? В жизни Рахманинова наступает новый этап. Всеобщее признание в России и за рубежом получает его пианистическая и дирижерская деятельность.
Особое место в творчестве композитора занимают романсы. К числу наиболее популярных относится «Сирень», «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Ночь печальна», «Отрывок из Мюссе», «Я опять одинок», «О, не грусти по мне».
- Что связывает Рахманинова и «Остров Мертвых»? Произведением меньшего масштаба, но интересным и во многом новым для Рахманинова явилась симфоническая картина «Остров мертвых» (1909) по одноименному живописному полотну А. Беклина или, точнее, созданная под его впечатлением.
- Какое было впечатление Б. Асафьева после Третьего концерта Рахманинова? Важным событие в творческого развитии Рахманинова стало создание в 1909 г. Третьего фортепьянного концерта. Б. Асафьев считал, что именно с Третьего концерта началось окончательное формирование «титанического стиля рахманиновской фортепьянности», свойственные ранним сочинениям композитора, полностью преодолевают им.
- Что общего между С. В. Рахманиновым и «Колоколами»? Вокально-симфоническая поэма «Колокола» на стихи Эдгара По в русском переводе К.Д. Бальмонта, написанная в 10913 г. В четырёх ее частях представлен жизненный путь человека от полной надежды и ожиданий юности до печальной кончины. Звон колоколов, звучащих то светло и радостно, то тревожно и зловеще, как грозное предупреждение, то глухо и мрачно, символизирует разные этапы этого пути.
- Рахманинов эмигрировал в США? 24 декабря 1917 г. Рахманинов с семьей покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил на чужбине, в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестким законам музыкального бизнеса.
- Сергей Васильевич жертвовал четыре тысячи долларов в фонд Красной армии? Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, весь сбор за апрель 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. более четырех тысяч долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.
Первые годы пребывания за границей Рахманинов не покидал мысли об утрате творческого вдохновения. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Сергей Васильевич возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт.
Еще одна вершина – «Симфонические танцы» (1940)
После тяжелой болезни Сергей Васильевич скончался в кругу своих близких в Беверли Хилз 28 марта 1943г.
Через свое творчество С.В. Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворение которой стало его искусство.
«Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото – в сердце». (И. Гофман)
Друзья! В фонде нашей библиотеки есть замечательные книги и статьи посвященные жизнь С.В. Рахманинова. Все желающие могут их прочесть!