Единственная, оригинальная, чудесная Тэффи

Друзья!

Мы продолжаем рассказ о Надежде Александровне Тэффи, начатый на наших  страницах в соц. сетях.

Надежда Александровна Лохвицкая, известная читателям под именем Тэффи, а именно так, часто не  прибавляя даже инициалов, подписывала она свои произведения, родилась 21 мая 1872 года в родовитой дворянской семье. Нет оснований считать, что ее детство было чем-либо омрачено. Отец писательницы Александр Владимирович Лохвицкий был хорошо известным в Петербурге адвокатом, оратором, профессором, автором научных трудов. Ее сестра Мирра Лохвицкая пользовалась популярностью как поэтесса. Мать Тэффи была француженкой по происхождению, она всегда любила поэзию и была хорошо знакома с русской и в особенности европейской литературой. Училась Тэффи в гимназии на Литейном проспекте.

В гимназии Надя увлеклась поэзией, но в семье уже имелась одна поэтесса. Старшая сестра Мария, дебютировавшая в 15 лет под псевдонимом “Мирра Лохвицкая”, очень хотела стать популярной, и Надежда согласилась повременить со своими публикациями, чтобы не мешать ее литературной карьере. Несколько лет Надя писала “в стол”, не рассчитывая на признание. Вскоре после окончания гимназии девушка вышла замуж за некоего Владислава Бучинского и уехала с ним в его могилевское имение.

Семейная жизнь быстро разладилась. Муж часто упрекал ее в том, что она скорее будет тискать плюшевого медведика, чем приласкает собственных детей. Судя по всему, упреки были небезосновательны: кое-как прожив в браке около десяти лет, она оставила двух дочерей и сына на надежного мужа и, взяв под мышку плюшевого медвежонка, сбежала в Петербург.

Первым произведением Тэффи было небольшое стихотворение, опубликованное в сентябре 1901 года в журнале «Север» за подписью Надежда Лохвицкая.

Мне снился сон безумный и прекрасный,
Как будто я поверила тебе,

И жизнь звала настойчиво и страстно
Меня к труду, к свободе и к борьбе.

Проснулась я… Сомненье навевая,
Осенний день глядел в мое окно,

И дождь шумел по крыше, напевая,
Что жизнь прошла и что мечтать смешно!

Много лет спустя после появления в печати первых произведений Надежда Александровна дала два объяснения тому, как возник псевдоним «Тэффи». Она знала некоего глупого человека Стефана, которого слуга почему-то называл Стэффи. Полагая, что глупые люди обычно счастливы, она «ради деликатности» сократила это имя до Тэффи, сделав его своим псевдонимом и впервые подписав им одноактную пьесу «Женский вопрос». После успешной премьеры этой пьесы она дала свое первое интервью. Когда ее спросили о псевдониме, она объяснила следующее: это имя имеет отношение к одному глупому человеку, и, тут же поправившись, сказала, что это фамилия. Журналист, прервав ее, спросил, не имеется ли в виду песня Р.Киплинга «Taffy was a Walesman/Taffy was a thief» (Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором). Тэффи быстро согласилась, что источником псевдонима был Киплинг.

Естественен и закономерен был приход Тэффи в сатирический еженедельный журнал «Сатирикон». Как справедливо отметил один из исследователей, «не гоголевский «смех сквозь слезы», а смех вместо слез – такова была позиция «сатириконцев»». Помимо работы в лучшем сатирическом журнале России, Тэффи много и часто публиковалась в крупных газетах.

Писательница редко обращалась к политической тематике, предпочитая брать сюжеты из обыденной жизни. Под ее пером мелочи городского быта и банальные ситуации преображались, раскрывая свою юмористическую сторону. Тэффи очень хорошо удавались характерные типажи, причем некоторые из них, например, “демоническая женщина”, встречаются и сегодня. В то же время ряд рассказов писательницы трудно отнести к сатирической прозе: слишком они близки к традициям русской классики с ее состраданием к “маленькому человеку”. Особенно трогательными – но не слащавыми – были многие рассказы о детях (“Подземные корни”, “Неживой зверь” и др.). Перед Первой мировой войной Тэффи была на пике славы: один за другим выходили сборники рассказов, которые мгновенно раскупались, а журналы и газеты почитали за честь напечать ее свежий фельетон. Писательница пробовала себя в новых жанрах, и не без успеха: ее первую пьесу “Женский вопрос”, посвященную модной тогда проблеме женской эмансипации, поставили на сцене Малого театра. Окруженная почитателями таланта и поклонниками, Тэффи пользовалась и огромным уважением своих коллег по литературному цеху от А. Аверченко до И. Бунина.

Новым переломным моментом в жизни Тэффи стал ноябрь 1917 г. Писательница, отличавшаяся умеренной оппозиционностью по отношению к царскому режиму, власть большевиков не приняла, хотя поначалу и не помышляла об эмиграции. Но в конце 1918 г. голод и тяжелые бытовые условия заставили Тэффи поехать на гастроли в Киев. Оттуда писательница отправилась в Одессу, затем в Новороссийск, где, по совету друзей, приняла решение временно покинуть Россию. Как писала позднее Тэффи в своих “Воспоминаниях”, “к весне” она планировала вернуться на родину. Но вернуться ей было не суждено.

После недолгих странствий Тэффи обосновалась в Париже. В отличие от других литераторов, она не знала серьезных материальных проблем: по-прежнему регулярно издавались книги, в ее доме устраивались литературные вечера. Но грустные ноты, едва уловимые в ее прежнем творчестве, стали звучать все сильнее. Причины тому были как социальные, общие для всех эмигрантов, так и личные. Дети писательницы, став взрослыми, не захотели с ней общаться. После длительной болезни умер второй муж – П.Тикстон. А в преклонном возрасте Тэффи пришлось пережить невзгоды немецкой оккупации 1940-44 гг.

В последние годы жизни писательница все чаще обращалась к мемуарному жанру.

Умерла Тэффи 6 октября 1952 года в Париже. Отпевали ее в Александро-Невском соборе в Париже, а потом похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Сегодня проза Тэффи занимает свое, особое место среди шедевров Серебряного века – как образец утонченного интеллектуального юмора, сохранившего свою художественную ценность.

Более подробно узнать о жизни и творчестве писательницы вы можете из книг, которые есть в книжном фонде нашей библиотеки

При написании статьи были использованы следующие источники:

Тэффи Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. – Л.:РПК ЛИК, 1991. – 448 с.

Тэффи Н.А. Житье-бытье: Рассказы. – М.:Политиздат, 1991. – 445 с.

Тэффи Н.А. Все о любви: Рассказы.  Повесть. Роман. – М.: Политиздат, 1991. – 430 с.

Тэффи Н.А. Юмористические рассказы. – М.: Худож.лит., 1990. – 415 с.

#Женщиныначинаютивыигрывают #Читаялисткалендаря #Тэффи150лет #Севастополь #РИБС #БиблиотекаИнкерман

Оценить