Друзья! Мы продолжаем рассказ, посвященный 175-летию русского художника Василия Сурикова, начатый в социальных сетях на страницах библиотеки-филиала. Обратимся к тексту, размещенному в иллюстрированной энциклопедии 50 великих русских художников…
Василий Иванович Суриков – один из самых необыкновенных русских художников. Он вошёл в историю живописи как автор монументальных картин на темы русской истории. Живописец занял свою, новую, нишу в искусстве – он открыто стремился преодолеть условности и догмы академического искусства, с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения. Главным действующим лицом в этих картинах выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер.
С самых первых своих шагов Суриков пошел не путем скучно-официозной исторической живописи, а путем живого погружения в изображаемое событие, доводя его до степени глубокой сопричастности зрителя к историческому моменту. Иными словами, между понятиями «Василий Суриков» и «история России» можно смело ставить знак равенства.
Перечислим эти вехи , запечатленные живописцем, найденные нами в литературе, посвященной русскому живописцу
“Утро стрелецкой казни” (1881)
Василий Суриков впервые выставил свою картину “Утро стрелецкой казни” на выставке передвижников в 1881 году. Она всех просто поразила! Полотно сразу признали шедевром.
Как же возник замысел картины. В этот период своей жизни Суриков переехал жить из Петербурга в Москву. О личных впечатлениях Суриков писал: «Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Прежде всего, почувствовал я себя здесь уютнее, чем в Петербурге. Как только начинало темнеть, я… отправлялся бродить по Москве и все больше к кремлевским стенам. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».
“Меньшиков в Березове”(1883)
В тесной бедной избе закутанный в шубу сидит человек, который ещё недавно фактически правил Россией. Александр Меншиков, правая рука Петра I, заслуживший любовь и уважение императора своими делами на благо Отечества. Император так ценил Меншикова, что даже закрывал глаза на его мздоимство. После смерти Петра Алексеевича Меншиков стал главным советчиком Екатерина I в государственных делах. Но вскоре после её кончины на витке очередных дворцовых переворотов Александр Данилович упустил инициативу и оказался в опале.
“Боярыня Морозова” (1887)
Картина «Боярыня Морозова» — самая известная работа Василия Сурикова. Масштабное полотно (его размеры составляют 306 на 587 см) было создано в 1887 году, а темой работы стал церковный раскол XVII века. Церковные реформы, проводимые Патриархом Никоном, одобренные царем Алексеем Михайловичем, вызвали протест значительной части общества. Изменения вносились в церковные книги и правила богослужения. На картине представлены события ноября 1671 года, когда боярыню Феодосию Морозову из московского дома отправили в ссылку по приказу русского царя. Она была одной из тех личностей, что стали символом старообрядчества в России.
“Покорение Сибири Ермаком” (1895)
“Переход Суворова через Альпы” (1899)
В своей картине «Переход Суворова через Альпы» В. И. Суриков показал один из моментов героического Швейцарского похода. Художник изобразил спуск русской армии с хребта Паникс 26 сентября 1799 года. Этим завершился легендарный Суворовский переход. Художник взял темой картины данное историческое событие потому, что нём ярко раскрылись героические черты русского солдата – отвага, доблесть, способность преодолевать величайшие трудности. Так же Суриков написал замечательный портрет великого русского генералиссимуса Александра Суворова
“Степан Разин” (1906)
Последняя историческая картина художника Сурикова – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно. Степан Разин – донской казак и атаман, поднявший на Волге в 1670 г. крестьянское восстание, которое переросло в мощную крестьянскую войну, продолжавшуюся примерно год – с весны 1670 по апрель 1671 г.г.
Очень хорошо о живописи Сурикова выразился поэт, пейзажист и художественный критик Максимилиан Волошин. В прижизненной биографии художника он написал так: «В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в XX век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веке русской истории. Он (Суриков) был действительным свидетелем и похода Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра».
А как ещё иначе объяснить невероятную реалистичность его картин и обилие деталей, воспроизведённых с фотографической точностью? Исторические полотна Сурикова написаны так, как будто автор в самом деле видел происходящее своими глазами. Может быть, поэтому они запоминаются нам на всю жизнь. Не все из нас стразу вспомнят, кто именно написал «Утро стрелецкой казни» или «Боярыню Морозову», но сюжеты этих картин забыть невозможно.
Сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника.
Музей-усадьба В.И. Сурикова уже более полувека бережно хранит традиции казачьего быта и уникальную коллекцию произведений российского живописца – Василия Сурикова. Это удивительное место на карте России, с которым связано имя русского художника и многие этапы его жизни и творчества.
Дорогие друзья, если вы захотите подробнее узнать о творчестве Василия Ивановича Сурикова, мы предоставим вам эту возможность и познакомим с книгами и статьями из журналов, которые подобрали к юбилею художника.
#Мастеристорическойживописи #175ВасилиюСурикову #РИБС #Севастополь #БиблиотекаИнкерман