Друзья! 22.05 заведующая библиотекой-филиалом Людмила Абакшина и библиотекарь Анастасия Смирнова для учеников 8а и 8б классов школы №12 провели познавательную программу «Сокровища зеленого сундука», посвящённую Дню славянской письменности и культуры.
Нынче к нам на огонек
Поутру невесть откуда,
Глянь прислали сундучок-
Цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром…
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Ребята должны были отгадать, какое же на крышке в сплетениях узора спрятано слово. Все успешно справились с задание, отгадав слово «письменность» и тогда сундук приоткрылся… Все ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут какие то странные предметы…
Что бы понять, что письменность – это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек, было предложено ученикам перенестись на десятки тысяч лет назад …
Сотрудники библиотеки разыграли сценку подношения скифами персидскому царю Дарию и его царице подарков от вождей. Подарки непростые, а со скрытым смыслом. Вот они: лягушка, мышь, птица и стрелы. Что означают эти дары? Что хотели сообщить скифские вожди?
Много вариантов ответов было у участников познавательной программы, но все они только приближённо напоминали правильные ответы. В итоге, послание было расшифровано так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам в небеса, не зароетесь, подобно мышам в землю, не ускачете, подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».
Следующее послание напомнило всем о первых шагах письменности. Ученикам было показано изображение, обнаруженное на стене древней пещеры и предложено растолковать его значение.
Что же означает древний символ, изображенный на стене пещеры? Ученые поняли двояко:
- Входить в пещеру нельзя;
- В пещеру можно войти.
С помощью наводящих подсказок, участники справились с этим заданием. Данный символ древнего послания является символом действия. Он разрешал войти в пещеру.
Тем временем, из зеленого сундука достали следующее письмо, которое составили инки, древнее племя Южной Америки. Оно выглядело довольно необычно, как пучок цветных нитей.
Школьники узнали, что древние инки по цвету нитей понимали, о чем идет речь. Желтая нить – это золото, белая нить – серебро, красная нить – воины и т.д., а количество узелков на нити говорило о числе этих предметов. И так совершались торговые сделки.
А участников ожидало еще одно испытание. Следующий этап познавательной программы – дешифровка поговорок.
Из тех времен до нас дошли две поговорки, которые напоминают нам о древних способах передачи информации. Ребятам нужно было отгадать какие русские поговорки зашифрованы: «завяжиузелокнапамять» и «зарубинаносу». Покрутив зашифрованные письма, они, недолго думая, дали правильные ответы: “Завяжи узелок на память”, “Заруби на носу”
Одна из учениц, даже решила на память завязать узелок, пользуясь древним способом предков.
Движемся дальше! При раскопках Древнего Новгорода была найдена береста с зашифрованным письмом. Оказалось, что один школьник посмеялся над другим, но тот смог прочитать и они поругались на кулаках. Что же он написал?
А вот при расшифровке берестяного письма, ученики столкнулись с трудностями. И только одна из учениц, догадалась, что читать письмо надо перекрёстным способом. Все вместе, общими усилиями ученики прочли текст: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита …. пропуск». Больше всего ребятам понравилась современная значение: «Кто писал, не знаю. А я, дурак, читаю».
Вспомнили о первопечатнике Иване Федорове, о его первом печатном станке, и первой печатной книге.
Закончился урок презентацией книг: Г.П. Данилевского “Собрание сочинений 1901 г.” и В.А. Старостин «Русь богатырская».
Заведующая библиотекой Людмила Викторовна посоветовала ребятам во время летних каникул не забывать о чтении и помнить:
В книгах своя глубина.
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду
Все драгоценные клады
#Деньписьменности #Сокровищазеленогосундука #Севастополь #РИБС #БиблиотекаИнкерман