Он сделал невозможное – завоевал народную любовь еще при жизни

Сегодня, 25 января, исполняется 86 лет со дня рождения Владимира Высоцкого – бунтаря, поэта, автора-исполнителя, актера театра и кино, который стал легендой еще при жизни. В нем удивительным образом сочетались упорство, целеустремленность, огромное трудолюбие и вместе с тем некая безбашенность и даже авантюризм. Он не был похож ни на кого, но в любой компании, перед любой аудиторией он всегда был своим.

Поэт Высоцкий реализовал себя прежде всего в жанре авторской песни. Первые композиции он начал писать в начале 1960-х годов, исполняя в кругу друзей. Позже Высоцкий получил широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Он пел надрывно и с хрипотцой, как будто не был профессиональным певцом. Его поэзия была так правдоподобна, что молва стала приписывать жизни автора фантастические черты. Когда он пел лагерные песни, слушатели решали, что поэт имеет криминальное прошлое. Когда исполнял военные композиции, люди находили, что Высоцкий служил.

Он не вернулся из боя

Почему всё не так? Вроде — всё как всегда:

То же небо — опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода…

Только — он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

В наших спорах без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас —

Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал,

он с восходом вставал, —

А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор:

Вдруг заметил я — нас было двое…

Для меня — будто ветром задуло костёр,

Когда он не вернулся из боя

Автор начал с блатных песен, хотя он не любил, когда их так называли. Он предлагал именовать композиции народными, городскими, дворовыми. Одна из самых популярных композиций этой тематики «Я был душой дурного общества» была написана в 1961 году. Это исповедь хулигана. Однако, как четко в ней прослеживается авторский прищур.

Я был душой дурного общества,
И я могу сказать тебе:
Мою фамилью-имя-отчество
Прекрасно знали в КГБ.

С тех пор заглохло мое творчество,
Я стал скучающий субъект,-
Зачем же быть душою общества,
Когда души в нем вовсе нет!

Часто в поэзии Высоцкого человек предстает перед лицом последнего выбора в экстремальных обстоятельствах. Автор сам говорил, что его герой находится перед лицом смерти. В стихах Владимира Высоцкого чувствуется острый смысловой подтекст и акцентированная социально-нравственная позиция автора. Например, легендарная композиция «Я не люблю» 1968 года, которую слушатели моментально разобрали на цитаты:

Я не люблю, когда — наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне — и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в неё плюют.

Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены —
Я это никогда не полюблю!

Значительную часть творчества Владимира Высоцкого составляли песни и стихотворения исповедально-философского характера, поэт часто обращался к вечным вопросам бытия. Автору свойственно предчувствие некой катастрофы. Его произведения – это олицетворение народной боли.

Композитор Владимир Дашкевич, который сотрудничал с Театром на Таганке и неоднократно общался с Владимиром Высоцким, говорил: «Кричал же он о том, что подходит опасная, роковая черта, за которой становится неизбежным распад коллективной души России. Вот о чем его вещи “Все не так”, “Истопи ты мне баньку”, “Чуть помедленнее, кони”… Он призывал сделать что-то всем миром, чтобы этого краха миновать. Отсюда – такой надрыв, безумное напряжение, сверхвысокий “вольтаж” его голоса и игры”.

А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги – лес густой
С Бабами-Ягами,
А в конце дороги той –
Плаха с топорами.

Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце – подавно.
И ни церковь, ни кабак –
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!

Плодотворность Владимира Семеновича поражает: его творчество насчитывает около 600 песен и более 850 стихотворений; он снялся в 28 фильмах, участвовал в 15-ти спектаклях; хотел написать роман, но не успел. Все это ему удалось сделать за недолгую жизнь – он прожил 42 года.

Владимир Высоцкий прожил жизнь так, как надлежит подлинному романному герою, — стремительно и драматично.

По оценкам некоторых экспертов, Владимир Высоцкий занимал одно из центральных мест в истории русской культуры XX века. Он – выдающийся поэт и актер, который сделал невозможное – завоевал народную любовь еще при жизни.

Друзья! В нашей библиотеке есть сборники стихотворений и песен Владимира Семёновича и  книги, рассказывающими о его жизни и творчестве.

Оценить