135 лет со дня рождения Ивана Ивановича Голикова, русского художника, основателя искусства Палеха (1887–1937)
Иван Иванович Голиков родился в Москве в семье потомственного художника-иконописца с трёхвековой художественной преемственностью Ивана Михайловича Голикова. Когда ему было 7 лет, семья переехала в Палех, спасаясь от страшного голода, который начался в Москве. В десятилетнем возрасте он был отдан на обучение иконописному делу в известную в Палехе мастерскую братьев Сафоновых. В 1900 году, обучившись приёмам доличного письма, Иван Голиков отправился в Петербург, а затем в Москву для работы в иконописных мастерских.
Отец скончался, когда Ивану исполнилось 14 лет, он остался старшим в семье. Юноше пришлось работать, не покладая рук — он занимался реставрацией живописи, росписью церквей и монастырей. Его специализацией было доличное письмо, то есть, художник писал на иконах одежды. Работая в Петербурге, он некоторое время посещал рисовальные классы училища барона Штиглица.
В 1907-1911 пройдя воинскую службу и Первую мировую войну, Иван Голиков вернулся в Палех и продолжил работу в мастерской Н. М. Сафонова. После первой мировой войны и революции 1917 года художник начинает свои самостоятельные творческие поиски. Некоторое время он работает театральным художником в Шуе, Кинешме, Ивано-Вознесенске и Костроме, создавая декорации к спектаклям «Лес», «Гроза», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Русская свадьба» и «Лекарь поневоле».
В 1921 году он создал свою первую миниатюру — расписал шкатулку из папье-маше, и показал её руководству Кустарного музея. В 1922 году, работая в мастерской художника А. А. Глазунова, Иван Голиков создал целый ряд росписей на папье-маше, наметив основные черты нового искусства, и став, по сути, его отцом-основателем.
После Октябрьской революции многим потомственным мастерам пришлось оставить иконопись. Однако они придумали, как сохранить древнерусскую художественную традицию. В 1924 году по инициативе И.И. Голикова и других палешан создаётся Палехская артель древней живописи. Палешане стали расписывать шкатулки из папье-маше сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками и пейзажами. Фон у таких изделий всегда был черным, а рисунки — красными, желтыми и зелеными. В своих работах мастера использовали все то же сусальное золото, а готовые вещицы покрывали лаком.
Иван Голиков расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов до миниатюрных бисерниц. Все его работы являют собой образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений и необычного подхода к былинным и литературным сюжетам. Многие из них он брал непосредственно из самой жизни; Голиков говорил: «Выхожу на улицу, наблюдаю за природой вечера, прежде чем начать писать картину, сначала переживу, весь уйду в тот мир, который нужно изображать …». Тематика произведений: история, фольклор, литература, сельские мотивы, современная, революционная, битвы, тройки, орнаментальные мотивы
Не будет преувеличением сказать, что Иван Голиков своим творчеством проложил главные линии в развитии миниатюры, которые потом были подхвачены палешанами, работающими с ним, и развиты мастерами новых поколений. Палехские изделия соответствовали советской идеологии «народности» того времени и считались «агитплакатом», то есть массовой агитационной продукцией с советской символикой. Хотя на самом деле мастера часто использовали традиционные сказочные и былинные сюжеты, в годы войны изображали батальные сцены, а шкатулки на революционную тематику создавали только к всесоюзным выставкам или в подарок партийным руководителям.
Особенно плодотворной у Голикова была работа над пушкинскими сказками. Зримость образов великого поэта, музыкальность его стихотворных ритмов соответствовала песенному строю палехской живописи. Голиков проникая в поэзию и фольклор олицетворял их в своем творчестве.
Писал он быстро, накладывая краски прозрачными слоями. Его живопись трепетна, текуча в переходах цвета и тона.
В 1934 году И. Голиков по инициативе А.М. Горького оформил книгу “Слово о полку Игореве”- эти миниатюры считаются вершиной его творчества. Красота былинного образа, эпичность повествования будили художественное воображение, помогали найти просторные, песенно-завершенные ритмы, делающие небольшие композиции выразительно-монументальными.
Это был новый путь в создании декоративного образа. Ивану Голикову в 1933 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Через год в Палехе по инициативе Максима Горького открыли Музей палехского искусства.
Память о нем светла и легендарна. Она живет в творчестве нескольких поколений художников Палеха, испытывающих влияние великого художника.Произведения И. И. Голикова хранятся в Государственном Музее Палехского Искусства, Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Всероссийском Музее Декоративно-Прикладного и Народного Искусства, Музее народного искусства НИИ художественной промышленности, Государственном историко-художественном музее-заповеднике г. Сергиев – Посад, Вятском ОХМ, Ивановском ОХМ, Иркутском ОХМ, Нижегородском государственном художественном музее, Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, Киевском музее русского искусства, Государственном художественном музее Белоруссии, Всероссийском музее А. С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее А. М. Горького.
Друзья, в 2022 году, объявленном годом культурного наследия России, мы будем размещать на нашем сайте публикации о людях, посвятивших свою жизнь развитию и сохранению культурного наследия народов РФ…
#Творитьзначитжить #Росписьморскойгальки #Севастополь #РИБС #БиблиотекаИнкерман